Вильгельм Бауэр
(Wilhelm Bauer)
1822 - 1875
г.г
Луи
Бутан
(Louis Boutan)
1859-1934
г.г.
Один
из первых подводных снимков Луи Бутана
|
История
подводной фотографии.
История человеческого стремления
исследовать морские глубины началась с погружений на задержке дыхания.
Ныряльщики, без каких либо специальных приспособлений, были всегда.
Доказательством этому служит перламутр, украшения из которого найдены
при раскопках Фив и Месопотамии. Этим находкам более чем 5000 лет. Китайский
император Ю еще в 258 году до н. э. требовал, чтобы ему платили дань
устричными раковинами. При раскопках ассирийских городов были обнаружены
высеченные из камня рельефы, относящиеся примерно к 885 году до н. э.
На них были изображены уходящие под воду люди; в мешках из кишок животных
они уносили с собой на глубину воздух для дыхания. Во времена античности,
и тем более, позже, "ныряльщик" превратилось в почитаемое ремесло. Пурпур,
которым окрашивали королевские мантии, добывали из морских моллюсков.
Губки, пропитанные пресной водой, заменяли легионерам фляжки. Знаки
различия высших древнекитайских сановников изготавливались из красного
коралла. В средневековых соборах раковины гигантских моллюсков служили
купелями.
История подводной фотографии
началась вскоре после получения первых снимков, сделанных на поверхности.
Первые подводные снимки были сделаны уже в 1856 году. Сделал их немецкий
изобретатель Вильгельм Бауэр (Wilhelm Bauer) с борта своей подводной лодки "Морской
черт" во время испытаний в Кронштадтском порту. В литературе встречаются
сообщения об опытах подводных съемок в Великобритании, когда В.Томпсон
и Г.Кенион в том же 1856 году получили снимок с глубины 5,5 метра. Однако,
их камера в момент съемки была заполнена водой, поэтому на фотопластинке
изображение оказалось размытым.
Отцом подводной
фотографии считается французский гидробиолог Луи Бутан (Louis Boutan). В 1892 г. работая
в лаборатории Араго в заливе Баньюль-сюр-Мэр Средиземного моря, Луи Бутан
сконструировал и построил первую подводную фотокамеру. Основой камеры
послужил обычный широко распространенный аппарат "Детектив", приспособленный
для работы под водой. Бутан поместил его в большой герметичный медный
футляр с тремя застекленными отверстиями: двумя для видоискателя и одним
для объектива. Устойчивость против давления достигалось с помощью простого
устройства: кожух камеры он соединил шлангом с резиновым баллоном, из
которого воздух при повышении давления воды поступал в камеру; таким образом,
давление внутри камеры выравнивалось. С наружной стороны футляра находился
рычажок, служивший для заводки затвора и замены фотопластинок. Повернешь
рычажок в одну сторону - затвор откроется; повернешь в другую - закроется.
Одновременно выпадет экспонированная пластинка, освобождая место для следующей.
Таким образом, подводный фотограф мог сделать до 6 снимков на стеклянные
мокроколлоидные пластинки (9х12) см, не поднимаясь на поверхность для
перезарядки. Указанный рычажок был единственным средством управления.
В 1893 г. Бутан надел скафандр и сделал первые подводные фотоснимки средиземноморского
краба.
Вся специфика
подводного фотографирования сводилась к тому, чтобы сделать камеру герметичной
и одновременно действующей. Решить проблему Бутан попробовал другим путем,
и построил камеру, которая впускала в себя воду, а не изолировалась от
нее. Она оказалась гораздо проще аппарата первоначальной конструкции.
Подача сжатого воздуха в камеру стала ненужной, надобность в управлении
на расстоянии тоже отпала. Следовательно, и наводить на фокус можно было
обычным способом. Никаких химических проблем тоже не возникало: Бутан
правильно рассудил, что соленая вода очень слабо действует на эмульсию
пластинки, но и это воздействие можно полностью устранить, если покрыть
эмульсию специальным лаком.
В 1894 г.
Бутан испытал свою новую камеру. Правда, камера была тяжеловата, поэтому
Бутан подвесил ее к маленьким бочонкам, выполнявшим роль поплавков. Она
снимала хорошо, однако изображение получалось безнадежно расплывчатым,
так как движение затвора возмущало воду, а оптическая система линз была
рассчитана на съемки в атмосфере. Бутан признал себя побежденным и вновь
обратился к герметичной камере, хотя и предсказывал, что будущее подводной
фотографии принадлежит аппаратам, не изолированным от воды. Пока что его
предсказание не оправдалось.
Третья камера
Бутана была такой же герметичной, как и первая. Диафрагма стала шире,
фокус объектива устанавливался до погружения. Бутан полагал, что наводка
на фокус под водой невозможна, поэтому применял постоянное фокусное расстояние
10-12 футов. Но постоянный фокус требовал очень маленькой диафрагмы, что
в свою очередь приводило к длительным экспозициям. Например, на глубине
двадцати футов при хорошем освещении экспозиция составляла 10 мин. Пришлось
начать работу с искусственным освещением. Первая в мире ламповая вспышка
для подводной съемки изобретена Луи Бутаном в 1893 году совместно с инженером
Шофуром. Магний помещали в герметичную колбу из толстого стекла, наполненную
кислородом, и поджигали при помощи платиновой проволоки, соединенной с
батареей. На бочонках с привязанными к ним свинцовыми грузами Бутан подвешивал
над фотокамерой лампу с рефлектором и фотографировал. Такие одноразовые
вспышки были очень ненадежны. Во время съемок банки несколько раз взрывались
под водой и Бутана отбрасывало в сторону, однако он не пострадал. К тому
же они долго остывали (сразу после использования выкрутить горячую лампу
было нельзя).
В 1899 г.
одна фирма по производству оптических приборов, заинтересованная в получении
подводных фотографий для выставки, предложила ему помощь. По указаниям
Бутана были изготовлены две дуговые лампы с угольными электродами, которые
однажды темной ночью были спущены на глубину 165 футов. За ними последовала
и фотокамера. Ее поместили на одной раме с лампами, расположенными по
бокам. Затвор был открыт. Бутан, находившийся на поверхности, включил
на десять секунд дуговые лампы. После этого аппаратура была извлечена
на поверхность, а пластинка проявлена; получился хороший, контрастный
снимок. На проявленной пластинке было четко видно изображение вмонтированной
впереди фотоаппарата доски с надписью: "Photographic Sous-Marine ("Подводная
фотография"). Эту фотопластинку Бутан выставил для широкого обозрения. J
В 1900 году
Бутан опубликовал результаты своей работы в книге "Подводные съемки и
развитие фотографии", в которой не только описал изобретенную им аппаратуру
и методику подводной фотосъемки при естественном и искусственном освещении,
но и изложил свои взгляды на значение фотографии для изучения подводной
флоры и фауны. Его книга стала первым учебником для подводных фотографов.
Умер Бутан в 1934 г. После 1900 г. он больше ни разу не фотографировал.
Тогда он писал: "Я открыл новую область. Пусть теперь другие вступают
в нее, протаптывают новые тропы, добиваются новых успехов". Эти "другие"
не приходили долго. Так долго, что когда наконец пришли, то труды Бутана
оказались фактически забытыми.
Продолжение
следует ...
[1][2][3]
|