Джон Эрнест
Уильямсон
(John Ernest Williamson)
Обложка
фильма "Двадцать тысяч лье под водой"
(1916 г.)
Ив Ле Приер
(Yves
Le Prieur)
Ж. И. Кустo
(Jacques-Yves Cousteau)
|
История
подводной фотографии.
Продолжение...
В
1913 году в газете "Виргиния пайлот" появились снимки американского
фотографа и репортера Джона Эрнеста
Уильямсона (John Ernest Williamson). Для съемок была использована весьма
оригинальная наблюдательная камера, которую разработал его отец, владелец судоремонтного
предприятия. Изначально, камера была сконструирована для проведения
спасательных работ на небольшой глубине. Она имела сферическую форму, была
снабжена застекленными иллюминаторами и подвешивалась к килю баржи с помощью
гибкою металлического рукава, напоминающего рукав водоотливной помпы, только
гораздо большего сечения. Внутри камеры помещался трап. Камера опускалась на
небольшую глубину, поэтому давление воды ей не угрожало. Не требовалось никакой
специальной дыхательной или любой другой подводной аппаратуры. Надо было лишь
войти в камеру и спуститься по трапу на ее дно, где можно было находиться
сколько угодно, оставаясь совершенно сухим и дыша нормальным атмосферным
воздухом. Уильямсон-младший спустился туда со своей корреспондентской фотокамерой
и заснял водоросли, раскачивавшиеся от волн, и любопытных рыб, подплывающих к
смотровому стеклу. В тот же день он проявил и отпечатал снимки, а ночью обдумал
план съемок подводного кинофильма. На следующее утро он вручил снимки и план
съемок заведующему редакцией Кевиллу Гленнэну. Газета опубликовала и то и
другое. В Голливуде к этой идее отнеслись с большим интересом. Джон Уильямсон
сконструировал кинокамеру с водонепроницаемыми выпрямительными ртутными
прожекторами и назвал ее фотосферой. В феврале 1914 года он отправился на
паруснике на Багамские острова в Нассау.
Так появился
на свет один из первых документальных фильмов, названный "Подводная
экспедиция Уильямсона, ставший боевиком мирового экрана благодаря эпизоду, в
котором автор фильма сражается с акулой. Уильямсон выпустил фильмы
"Подводный глаз" (о поисках драгоценностей), "Девушка из
моря" и ставший шедевром "Двадцать тысяч лье под водой" (1916).
Первая мировая война заставила
надолго забыть о подводной съемке и задержала дальнейшее развитие подводной
фотографии. Известно только, что в 1919 году во французском городе Льеже
горноспасатели использовали герметичные боксы с фотоаппаратами для обнаружения
мин-ловушек в затопленных шахтах.
За тридцать с лишним лет, прошедших с тех пор, как Бутан сделал первые снимки,
подводная фотография претерпела мало изменений. Конечно, успехи обычной
фотографии и кинематографии отразились и на ней, но в методах работы фотографов
под водой больших перемен все-таки не произошло. Фотокамеры по-прежнему устанавливались
на дне моря на штативах, и водолазы создавали там нечто вроде фотостудии.
Связано это было с тем, что водолазы были вынуждены использовать традиционные
скафандры. С появлением автономного снаряжения все переменилось. Водолаз
освободился от собственного веса и уже не был зависим от поверхности.
Следовательно, и подводная камера должна была получить свободу передвижения.
В
1933 французский военный капитан Ив Ле Приер (Yves
Le Prieur) модифицирует старую систему акваланга Роберта Дэвиса путем комбинирования
специально сконструированного клапана с баллоном высокого давления, для того
чтобы дать дайверу свободу от разнообразных шлангов и веревок. Аппарат не
содержит регулятор, дайвер получает вдох свежего воздуха путем открытия крана.
В подводной фотографии Ив Ле Приер начал
с того, на чем закончил Бутан. Он сконструировал
водонепроницаемый футляр с заводным механизмом для ручной фотокамеры,
заряжаемой роликом пленки. С этим аппаратом он спускался под воду и снимал там
по тридцать пять кадров подряд. Потом Ле Приер создал водонепроницаемый
контейнер для 16-миллиметровой кинокамеры и снимал подводную охоту,
спасательные работы и учебно-показательный выход личного состава из затонувшей
подводной лодки с помощью аппарата Дэвиса. Именно Ив Ле Приер и американец Гай Гилпатрик считаются
основателями подводного спорта.
В 1937 году делает свои первые подводные фильмы на
Адриатике молодой австрийский ученый Ганс
Хасс. Его яркие подводные фильмы и увлекательные книги, богато
иллюстрированные фотографиями - результат длительного, многолетнего путешествия
по тропическим островам, способствовали активной популяризации знаний о
подводном мире. В 1939 году он совершил первую экспедицию к островам
Вест-Индии и привез оттуда еще более замечательные фотоснимки. В это время
разразилась вторая мировая война. Хасс, продолжая заниматься подводным делом,
получил ученую степень по зоологии и начал экспериментировать с автономным
снаряжением. Он приспособил для этой цели кислородный аппарат с замкнутой
системой циркуляции воздуха, напоминающий спасательный аппарат Дэвиса,
достоинством которого были небольшие размеры и вес. Кроме того, и это очень
важно для подводной фотографии, из такого аппарата не выходят пузырьки
воздуха, отпугивающие рыб от камеры.
В 1943 Ж. И. Кусто (Jacques-Yves Cousteau) и инженер Эмиль Ганьян (Emile Gagnan) разрабатывают свой автономный
скафандр с аквалангом. С его помощью можно было свободно передвигаться под
водой и спускаться под воду до глубины 90 м. Уже в 1946 году было начато промышленное
производство аквалангов.
Автономное
снаряжение сделало ненужным укреплять на грунте тяжелую кинокамеру с треножником,
но оно вместе с тем исключало возможность применения самых эффективных способов
искусственного подводного освещения, что было очень важно для получения
качественных цветных снимков. Восхищенный красками глубин, Ж. И. Кусто решил
отнестись к цветному подводному фотографированию более серьезно. Для лучшего
освещения он позаимствовал у Луи Бутана еще одно приспособление - подводную
лампу. Цветной фотографией при помощи лампы американцы- доктор У. Г. Лонгли (W.H. Longley) и Чарльз Мартин (Charles Martin) - начали
заниматься еще в 1926 г.
Они не ломали голову над тем, как сохранить «порох сухим», ибо поджигали его не
в воде, а на поверхности. Они употребляли невероятное количество магниевого
порошка - по одному фунту на экспозицию. Это давало достаточно света для фотографирования
на глубине пятнадцати футов. Именно они сняли первые цветные фильмы под водой.
Но глубина была небольшая- всего 15 футов.
Ле Приер
спускался ниже и снимал цветные фильмы сначала только при дневном свете, а
потом и при искусственном. Все другие условия съемок оставались прежними; это
давало возможность показать влияние морской воды на прохождение солнечных
лучей с более длинными световыми волнами. Однако и Ле Приер работал на
сравнительно небольших глубинах, а Кусто хотел фотографировать красные,
оранжевые и желтые цвета в более глубокой голубой зоне. Для этого было
построено специальное оборудование, в том числе герметически закрывающийся рефлектор
с восемью самыми мощными лампами-вспышками. Включенные одновременно, они
излучали свет, по яркости почти не уступающий вспышке фунтового магниевого
заряда Лонгли-Мартина. На глубине 150 футов такая вспышка позволяла снимать в
радиусе 15 футов.
Чтобы держать рефлектор, Кусто- оператор нуждался в двух помощниках.
Разумеется, сверху были протянуты кабели. Они сделали несколько отличных
цветных снимков животного и растительного мира на дне моря. Но эта работа была
очень трудоемкой. Всякий раз, готовясь к съемке, им приходилось сооружать под
водой целую студию. Кроме того, они должны были отказываться от своей свободы
и, подобно водолазам в скафандрах, снова привязывать себя с помощью троса к
поверхности. Но ненадолго.
Продолжение
следует...
[1][2][3]
|